Генеалогическое дерево
Воспитание фамильной чести было одним из существенных элементов народной педагогики. Наши деды знали, что дети сохранят дух народа, если почувствуют гордость за свой род, за свою фамилию, за свою семью. Ведь у нашего народа, особенно у дедов, придерживаясь древнего обычая, не спрашивали у ребенка его имя, а спрашивали вначале как зовут деда, отца. Она знали, что чем раньше история входит в разум и сердце, тем надежнее ответственность перед будущим и занимались составлением родословных до седьмого поколения. Размышления об этом заставили меня задать моим ученикам простой вопрос: «Что вы знаете о своей родословной?» И что же оказалось? В классе сначала поднялись только четыре руки. Тогда я дала ребятам задание: узнать все о своем родном корне: откуда пошел твой род, почему у тебя такая фамилия. А может фамилия триста и больше лет живет? Ребята очень заинтересовались. Так, в течение ряда лет в ходе поисковой работы учащиеся с интересом составляют свою родословную.
Современные ученики в лучшем случае знают своих бабушек и дедушек, иногда прабабушек и прадедушек. Да, эти знания о своих родных часто ограничиваются одними именами. Кем были наши предки, какой след они оставили на земле, как они жили, какая судьба у них была и т.д.
Все это не просто интересно, познавательно – все это поучительно, потому что заставляет учеников посмотреть с новой точки зрения на прошлое, настоящее, будущее. Судьба каждой семьи – это частичка истории Отчизны, с изучения которой начинается любовь к родной земле, где ты родился, вырос, начинается личное чувство ответственности за судьбы своего рода и Родины. Раньше составлением родословных занимались только в старших классах, теперь практикуем и в младших. Нужно сказать, учащиеся берутся за эту работу и с большим интересом, им рекомендуется, как составить схему генеалогического дерева семьи и по линии матери, и по линии отца, убеждаем, что надо привлечь к поиску всех родных, составить устные рассказы о своих предках, собрать фотографии, что хранятся в домашних архивах родственников. Ведется разговор и с родителями, подчеркивается важность этой работы и для будущего их детей, а без их помощи ребята вряд ли смогут справиться с заданием. На заключительном этапе поисков пишется сочинение «Моя родословная», к которому прилагается схема генеалогического дерева семьи. Учащиеся узнают имена не просто прабабушек и прадедушек, но и то, какой след оставила семья в истории родного края, какую они прошли жизнь, каких воспитали детей. Так, ученик Каюмов узнал, что его родословная восходит к великому татарскому просветителю Каюму Насыри. Много радости всем нам доставило известие из Госархива с потверждением данного факта. Вот одно из характерных высказываний: «Работая над родословной, я смогла проследить историю в биографиях близких людей», «Это очень интересно, можно многое узнать от наших родственников об их молодости, их жизни, в общем, о жизни старшего поколения» пишет ученица Асадуллина Л. Через родословные ребята познают лучшие качества, присущие не только данному роду, но и всему народу, и эта работа оказывает благоприятное влияние на личность самих ребят, помогает их гражданскому становлению. Тема истории рода взволновала и старших, и младших. Сколько замечательных вечеров было проведено в семьях за воспоминаниями, что очень сблизило детей с родителями. Родословные помогают решению не только воспитательных, но и образовательных задач. Они позволяют зримо приблизить историю родного края к сегодняшним мальчишкам и девчонкам, иллюстрировать её конкретными примерами. Их поисковая работа ценна тем, что события, о которых ребята знали по учебникам, из книг и картин, вдруг предстали в ярких конкретных человеческих судьбах, в свидетельствах очевидцев.
|