Воспитание фамильной чести
Образовательный портал Татарской гимназии № 1

 

Воспитание фамильной чести


Генеалогическое дерево

Вос­пи­та­ние фа­миль­ной чес­ти бы­ло од­ним из су­щест­вен­ных эле­мен­тов на­род­ной пе­да­го­ги­ки. На­ши де­ды зна­ли, что де­ти сох­ра­нят дух на­ро­да, ес­ли по­чувст­ву­ют гор­дость за свой род, за свою фа­ми­лию, за свою семью. Ведь у на­ше­го на­ро­да, осо­бен­но у де­дов, при­дер­жи­ва­ясь древ­не­го обы­чая, не сп­ра­ши­ва­ли у ре­бен­ка его имя, а сп­ра­ши­ва­ли вна­ча­ле как зо­вут де­да, от­ца. Она зна­ли, что чем рань­ше ис­то­рия вхо­дит в ра­зум и серд­це, тем на­деж­нее от­ветст­вен­ность пе­ред бу­ду­щим и за­ни­ма­лись сос­тав­ле­ни­ем ро­дос­лов­ных до седь­мо­го по­ко­ле­ния. Раз­мыш­ле­ния об этом зас­та­ви­ли ме­ня за­дать мо­им уче­ни­кам прос­той воп­рос: «Ч­то вы зна­е­те о сво­ей ро­дос­лов­ной?» И что же ока­за­лось? В клас­се сна­ча­ла под­ня­лись толь­ко че­ты­ре ру­ки. Тог­да я да­ла ре­бя­там за­да­ние: уз­нать все о сво­ем род­ном кор­не: от­ку­да по­шел твой род, по­че­му у те­бя та­кая фа­ми­лия. А мо­жет фа­ми­лия трис­та и боль­ше лет жи­вет? Ре­бя­та очень за­ин­те­ре­со­ва­лись. Так, в те­че­ние ря­да лет в хо­де по­ис­ко­вой ра­бо­ты уча­щи­е­ся с ин­те­ре­сом сос­тав­ля­ют свою ро­дос­лов­ную.

Сов­ре­мен­ные уче­ни­ки в луч­шем слу­чае зна­ют сво­их ба­бу­шек и де­ду­шек, иног­да пра­ба­бу­шек и пра­де­ду­шек. Да, эти зна­ния о сво­их род­ных час­то ог­ра­ни­чи­ва­ют­ся од­ни­ми име­на­ми. Кем бы­ли на­ши пред­ки, ка­кой след они ос­та­ви­ли на зем­ле, как они жи­ли, ка­кая судь­ба у них бы­ла и т.д.

Все это не прос­то ин­те­рес­но, поз­на­ва­тель­но – все это поу­чи­тель­но, по­то­му что зас­тав­ля­ет уче­ни­ков пос­мот­реть с но­вой точ­ки зре­ния на прош­лое, нас­то­я­щее, бу­ду­щее. Судь­ба каж­дой семьи – это час­тич­ка ис­то­рии От­чиз­ны, с изу­че­ния ко­то­рой на­чи­на­ет­ся лю­бовь к род­ной зем­ле, где ты ро­дил­ся, вы­рос, на­чи­на­ет­ся лич­ное чувст­во от­ветст­вен­нос­ти за судь­бы сво­е­го ро­да и Ро­ди­ны. Рань­ше сос­тав­ле­ни­ем ро­дос­лов­ных за­ни­ма­лись толь­ко в стар­ших клас­сах, те­перь прак­ти­ку­ем и в млад­ших. Нуж­но ска­зать, уча­щи­е­ся бе­рут­ся за эту ра­бо­ту и с боль­шим ин­те­ре­сом, им ре­ко­мен­ду­ет­ся, как сос­та­вить схе­му ге­не­а­ло­ги­чес­ко­го де­ре­ва семьи и по ли­нии ма­те­ри, и по ли­нии от­ца, убеж­да­ем, что на­до прив­лечь к по­ис­ку всех род­ных, сос­та­вить уст­ные расс­ка­зы о сво­их пред­ках, соб­рать фо­тог­ра­фии, что хра­нят­ся в до­маш­них ар­хи­вах родст­вен­ни­ков. Ве­дет­ся раз­го­вор и с ро­ди­те­ля­ми, под­чер­ки­ва­ет­ся важ­ность этой ра­бо­ты и для бу­ду­ще­го их де­тей, а без их по­мо­щи ре­бя­та вряд ли смо­гут сп­ра­вить­ся с за­да­ни­ем. На зак­лю­чи­тель­ном эта­пе по­ис­ков пи­шет­ся со­чи­не­ние «Моя ро­дос­лов­на­я», к ко­то­ро­му при­ла­га­ет­ся схе­ма ге­не­а­ло­ги­чес­ко­го де­ре­ва семьи. Уча­щи­е­ся уз­на­ют име­на не прос­то пра­ба­бу­шек и пра­де­ду­шек, но и то, ка­кой след ос­та­ви­ла семья в ис­то­рии род­но­го края, ка­кую они прош­ли жизнь, ка­ких вос­пи­та­ли де­тей. Так, уче­ник Ка­ю­мов уз­нал, что его ро­дос­лов­ная вос­хо­дит к ве­ли­ко­му та­тарс­ко­му прос­ве­ти­те­лю Ка­ю­му На­сы­ри. Мно­го ра­дос­ти всем нам дос­та­ви­ло из­вес­тие из Го­сар­хи­ва с пот­верж­де­ни­ем дан­но­го фак­та. Вот од­но из ха­рак­тер­ных выс­ка­зы­ва­ний: «Ра­бо­тая над ро­дос­лов­ной, я смог­ла прос­ле­дить ис­то­рию в би­ог­ра­фи­ях близ­ких лю­дей», «Э­то очень ин­те­рес­но, мож­но мно­гое уз­нать от на­ших родст­вен­ни­ков об их мо­ло­дос­ти, их жиз­ни, в об­щем, о жиз­ни стар­ше­го по­ко­ле­ни­я» пи­шет уче­ни­ца Аса­дул­ли­на Л. Че­рез ро­дос­лов­ные ре­бя­та поз­на­ют луч­шие ка­чест­ва, при­су­щие не толь­ко дан­но­му ро­ду, но и все­му на­ро­ду, и эта ра­бо­та ока­зы­ва­ет бла­гоп­ри­ят­ное вли­я­ние на лич­ность са­мих ре­бят, по­мо­га­ет их граж­данс­ко­му ста­нов­ле­нию. Те­ма ис­то­рии ро­да вз­вол­но­ва­ла и стар­ших, и млад­ших.     Сколь­ко за­ме­ча­тель­ных ве­че­ров бы­ло про­ве­де­но в семь­ях за вос­по­ми­на­ни­я­ми, что очень сб­ли­зи­ло де­тей с ро­ди­те­ля­ми. Ро­дос­лов­ные по­мо­га­ют ре­ше­нию не толь­ко вос­пи­та­тель­ных, но и об­ра­зо­ва­тель­ных за­дач. Они поз­во­ля­ют зри­мо приб­ли­зить ис­то­рию род­но­го края к се­год­няш­ним маль­чиш­кам и дев­чон­кам, ил­люст­ри­ро­вать её конк­рет­ны­ми при­ме­ра­ми. Их по­ис­ко­вая ра­бо­та цен­на тем, что со­бы­тия, о ко­то­рых ре­бя­та зна­ли по учеб­ни­кам, из книг и кар­тин, вд­руг предс­та­ли в яр­ких конк­рет­ных че­ло­ве­чес­ких судь­бах, в сви­де­тельст­вах оче­вид­цев.

 

Дата последнего обновления страницы 06.09.24
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»