Человек всегда стремится к совершенству. И на этом пути он хочет создать что-то новое, постичь неизведанное, прыгнуть выше, пробежать быстрее, станцевать так, как никто и никогда ранее, а дается это только большим трудом и интенсивными тренировками. Чтобы сделать открытие, установить рекорд, надо максимально использовать все свои потенциальные возможности. Однако нельзя забывать, что «запасы прочности» организма не беспредельны. Неумение правильно работать и отдыхать, недооценка способов восстановления и поддержания работоспособности приводят к переутомлению и способствуют формированию различных заболеваний.
Прекрасное средство повышения работоспособности и профилактики утомления – активный отдых и физические упражнения. Результаты исследований показали, по биоритмологическим показателям максимальный уровень двигательной активности у школьников наблюдается в интервале 8-12 часов, то есть в часы школьных занятий. Поэтому в нашей гимназии регулярно проводятся мероприятий, направленные на увеличение двигательной активности обучающихся.
Учителя-предметники на общеобразовательных уроках проводят физкультурные минуты и релаксационные паузы. Комплексы физкультурных минут и гимнастик разработаны на основе приложений №2 и №3 к санитарно- эпидемиологическим правилам СанПиН 2.4.2 1178.02 « Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях ».
Учащиеся школы посещают уроки физической культуры (2 часа в неделю). В группах продленного дня ежедневно проводятся спортивные часы. Для учащихся младших классов организованы занятия кружка ритмики, направленные на увеличение двигательной активности учащихся.
В школе регулярно проводятся спортивно-оздоровительные мероприятия, направленные на увеличение двигательной активности обучающихся: День Здоровья, туристические походы, соревнования по различным видам спорта.
Учителя-предметники и классные руководители при выборе содержания и форм увеличения двигательной активности учащихся учитывают возрастные психолого-физиологические особенности детей.
Многие учащиеся дополнительно посещают спортивные секции и кружки. Учителя-предметники и классные руководители на уроках и классных часах прививают учащимся стремление к здоровому образу жизни и подчеркивают необходимость самостоятельных занятий физкультурой и спортом.
Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)
ФМ для улучшения мозгового кровообращения
-
Исходное положение (и. п.) — сидя на стуле, 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4—б раз. Темп медленный.
-
И. п. — сидя, руки на поясе, 1 - поворот головы направо, 2 - и. п., 3 - поворот головы налево, 4—и. п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
-
И. п. — стоя или сидя, руки на поясе, 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть направо, 2- и. п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4--6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук
-
И. п. - стоя или сидя, руки на поясе, 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
-
И. п.- стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе, 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 -8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
-
И. п. - сидя, руки вверх, 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища
-
И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову, 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
-
И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову 1-5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
-
И.п.- стойка ноги врозь ,1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь,
вдоль тела вверх, 3-4 – и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.