Развитие эмоционального интеллекта у ребенка в семье
Образовательный портал Татарской гимназии № 1

 

Развитие эмоционального интеллекта у ребенка в семье

Из многих определений ума коэффициент умственного развития ( IQ ) больше всего известен и, как считается, именно эта часть ума зависит от генетических факторов. В соответствие с разными тестами — IQ определяется от 70 до 120 показателями умственных способностей. Однако жизненный опыт свидетельствует, что академическое образование, аналитические способности, т.е. все то, что мы относим к IQ — не имеют отношения к успешности в жизни.

Примеров того, когда человек, окончивший школу на «отлично», ВУЗ оказывается неудачников в жизни бесконечное множество. В то же время, благодаря таким способностям как сообразительность, понимание эмоций своих и других людей, способность устанавливать долгосрочные отношения с людьми, принимать решения и умение сотрудничать помогают человеку стать успешным в жизни. Эти качества характера мы называем эмоциональным интеллектом — EQ.

Эмоциональный интеллект (EQ) — способность человека управлять самим собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект  включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивация, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Компоненты эмоционального интеллекта:

  • Понимание себя: Способность различать и интерпретировать собственные настроения, эмоции, порывы, а также их влияние на других людей.

  • Саморегуляция (контроль импульсивности): Способность контролировать и направлять в желаемое русло собственные импульсы и порывы.

  • Само-мотивация: Мощная изнутри идущая страсть к работе, «drive».

  • Эмпатия : Способность понимать эмоциональное состояние других и взаимодействовать с ними с учетом их эмоциональных реакций.

  • Социальная умелость: Умение находить общий язык с людьми и поддерживать отношения с ними вне зависимости от их изначальной предрасположенности к этому.

Как мы видим, эмоциональный интеллект играет важнейшую роль в жизни и карьере. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявился и сработал, мы должны его развивать не путем тренингов и семинаров во взрослый период жизни, а еще в семье. С целью развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного и школьного возраста мы рекомендуем некоторые приемы, которые родителей могут использовать для работы с детьми в семье:

  • Создавайте положительный эмоциональный фон в вашей семье. Это улучшает самочувствие ребенка. Ребенок не может думать о других, если он сам плохо чувствует себя.

  • Беседа с ребенком: поговорите со своим ребенком по поводу того, что сегодня происходило в детском саду или во дворе, при этом делаете акцент на то, как он сам эти эмоциональные ситуации воспринимал  и какие эмоции возникли у него тогда. Попробуйте с ним обсудить, как можно иначе себя вести, какие варианты поведения были бы возможны, как другие чувствовали себя тогда и воспринимали его поступки. Как они могли бы среагировать если бы он вел себя иначе. Давайте ребенку свободу рассуждать и возможность высказать все, что он думает, а затем вместе с ним выберите самый подходящий способ вести себя в каждой ситуации.

  • Старайтесь вести себя спокойно и достойно. Не забудьте что вы — примеры для своего ребенка. Вы не можете учить своего ребенка вести себя так, а сами поступаете по-другому. Дети учатся, подражая действиям окружающих людей, в первую очередь своих родителей.

  • Поощряйте совместную игру своего ребенка с другими детьми. Именно в совместной деятельности ребенок приобретает коммуникативные навыки, терпимость и другодоминантность.

  • Помогайте своему ребенку распознавать различные эмоции и эмоциональные состояния по рисункам и фотографиям, которые вы можете найти в разных журналах и газетах.

  • Читайте своему ребенку рассказы и стихи, насыщены эмоциями. Эти детские произведения вы можете найти в детских книгах, сборниках, в учебных пособиях для школьников 1, 2 классов. Опять же поговорите с ребенком по поводу поведения героев в этих рассказах и спросите его мнение, оценку ситуации и его возможные варианты поведения. Можно также поставить вопрос по поводу изменения некоторых деталей или концовки рассказа.

  • Обратите внимание на то, как ребенок ведет себя с другими людьми и обсудите с ним по поводу последствий своих поступков. Кроме того, придумайте обстоятельства, где ребенок мог бы участвовать для того, чтобы он сам научился понимать свои эмоции и эмоции других людей. Вообще, если мы оказываем ребенку поддержку в те моменты, когда он проявляет эмоции, причем даже такие «негативные», как злость или страх, мы демонстрируем уважение к его чувствам и, следовательно, поддерживаем у него ощущение собственной значимости. Дети, которым дают возможность проявлять свои эмоции, получают возможность творчески использовать их в своей жизни. Это помогает укрепить важные связи между эмоциональными и познавательными процессами. При этом важно разговаривать о чувствах, поскольку при проговаривании, назывании эмоции мы помогаем ребенку осмыслить эмоциональный опыт. А вот регулярное подавление эмоций влечет за собой появление страхов и неуверенность в себе, снижение способности к обучению и запоминанию.

  • Поговорите с ребенком по разным обыденным темам: почему мы должны помогать друг другу, как другой человек почувствует себя, если мы ему поможем, и если нет; что мы чувствуем, когда ругаемся, и когда стараемся спокойно поговорить друг с другом; что делать, если какой-то друг или подруга грустит или радуется; что делать, если самому скучно; что нужно делать, если у себя есть пирог, а у друга нет... Во всех этих ситуациях старайтесь показать ребенку, насколько важна ориентация на других людей, а не только на себя.

  • Снимайте стресс ребенка с помощью двигательных упражнений.

  • Поощряйте и позволяйте детям выражать свои и эмоции, называйте и обсуждайте чувства ребенка, выводя их к четырем годам на уровень осознанного диалога и успех в развитии эмоционального интеллекта у детей за нами!

Нгуен Минь Ань


Спорт для всей семьи

Спортивная семья - здоровый ребенок!

Большинство родителей заинтересовано в том, чтобы их дети росли сильными и здоровыми и при этом очень мало внимания уделяют физическому воспитанию, перекладывая ответственность на детские сады и школы. Но физкультминуток и уроков по физкультуре для поддержания здоровья явно недостаточно.

 

 

Чтобы избежать подростковых сколиозов и анемий, важно и дома выстроить четкую систему физического воспитания, а самим стать спортивным примером для подражания. Ведь если вы будете лежать на диване, чадо вряд ли поверит в чудеса спортивного образа жизни. Здоровая семья – это спортивная семья! Вот несколько советов, как привить семье вкус к здоровому образу жизни:

Создайте в доме спортивную обстановку:
- Установите в квартире спортивный детский комплекс. Это домашний тренажер, который включает в себя лестницу - "шведскую стенку", сетку, веревочную лесенку, трапецию, кольца,  качели,  канат. Лучше установить комплекс еще до того, как ребёнок отправится детсад или школу. Ведь дети независимо от возраста обожают учиться чему-то новому. В каждом возрасте ребенок будет тренировать определенные навыки. Если жилищные условия не позволяют содержать спортивный уголок, можно ограничиться турником - железной "перекладиной" в дверном косяке. Конечно, он мало способствует красоте интерьера, зато поможет предотвратить у вашего чада проблемы со спиной. "Поселите" в своем доме мячи, скакалки, хула-хуп.

Создайте благоприятный режим дня:
- Попробуйте начинать день с 15 минутной утренней зарядки. Так вы легко "сбросите" сонливость и заторможенность. А если хватит духа еще и на обтирания холодной водой, то организм отблагодарит вас небывалой бодростью. Для детей ежедневная утренняя зарядка важна еще и тем, что помогает развить волю и самодисциплину. Приучать ребенка к утренним упражнениям лучше всего с дошкольного возраста - чтобы сформировалась устойчивая привычка.
- Режим - важное условие для формирования привычки делать зарядку. Если вы вовремя уложите детей спать, они без труда проснутся в нужное время и сделают утренние упражнения.
- Кстати, во многих семьях принято менять режим накануне важного события, например выпускного экзамена или выступления в музыкальной школе. По мнению психологов, такой принцип "Отложи все дела до..." малоэффективен. Изменение привычного дневного режима лишь усилит стресс школьника. Гораздо эффективнее соблюдать сложившийся режим: корпеть над учебниками с утра до обеда, а вторую половину дня, когда мозг уже с трудом усваивает информацию, отправиться на тренировку или прогулку.

Проводите семейный досуг активно:
- В этом вам помогут домашние питомцы, с которыми нужно регулярно гулять и играть, зимой - коньки и лыжи, летом - скейт и ролики, набор для бадминтона. Всевозможные прогулки и туристические походы для младших школьников не должны длиться более 3—4 часов.

Закаляйтесь всей семьей:
- В садиках и школах дети болеют очень часто. Поэтому с первых лет жизни нужно приучать ребенка к облегченной одежде, солнышку и свежему воздуху. Кстати, солнечные ванны полезно принимать в движении — во время подвижных игр или физкультурных упражнений. Ходьба босиком - еще одно общеукрепляющее средство. Ведь стопа, а точнее множество температурных рецепторов на её поверхности, непосредственно связана с большинством внутренних органов и слизистой оболочкой дыхательных путей.

 

Дата последнего обновления страницы 06.09.24
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера. СОГЛАСЕН
Загружается...